Боке

Боке в фотографии — это размытие заднего плана, которое напрямую связано с ГРИП (глубиной резко изображаемого пространства). Его привлекательность заключается в том, что боке позволяет визуально отделить главный объект съемки от фона, добавляя глубину в фотографию.

Этот эффект очень любят использовать фотографы-портретисты – витиевато размывать фон и при этом концентрировать внимание на портретируемом. А вот в пейзажной съемке вы не встретите боке, потому что в этом жанре необходима наибольшая глубина резкости, и фотограф подстраивает параметры съемки так, чтобы ГРИП была максимальной. В макросъемке, напротив, из-за миллиметровой ГРИП можно наблюдать шедевральные примеры боке.

Для достижения максимального боке (минимальной глубины резкости — размытия фона) при съемке необходимо:

  • поставить модель съемки максимально далеко от фона;
  • использовать нормальные или телеобъективы (более 50 мм), потому что широкоугольники имеют большую ГРИП;
  • максимально широко открыть диафрагму (f/1.2, f/1.4, f/2,8);
  • подойти максимально близко к модели и наводить фокус на ближние объекты, а не на ∞.

 Виды боке

Эстетическая привлекательность боке весьма субъективна, потому нельзя сказать, какое размытие лучше, а какое хуже. Разделяется они на две основные группы: «голливудское» и «кремовое» боке. «Голливудское» размытие состоит из ярких и контрастных кружочков (рис. 1) (названо в честь многочисленных вечерних кадров из голливудского кино), а «кремовое» – из однообразной плашки и напоминает крем (рис. 2):

Голливудское боке
Рис. 1 – Голливудское боке
Кремовое боке
Рис. 2 – Кремовое боке

Такое разделение происходит из-за контраста световых пятен на фоне. Если фоном служит матовая поверхность, то боке будет «кремовым», а если над той самой поверхностью распылить воду и осветить, то отражающие свет капельки на фотографии превратятся в световые диски разнообразной формы.

 Форма боке

Размер и форма кружочков варьируется в широких пределах, так как есть несколько факторов, которые могут повлиять на это:

  • Кружок нерезкости – по своей сути и является световыми пятнами боке, фокусируемыми линзой;
  • Диафрагма (количество лепестков и степень прикрытия). При диафрагмировании светового потока ему задается определенная форма, которая зависит от количества лепестков диафрагмы. Чем их больше, тем более округлую форму имеет боке, а при небольшом их количестве появляется боке многоугольной формы (рис. 3).
Боке
Рис. 3 – Диафрагмирование боке
  • Оптическая система объектива. В зависимости от производителя изменяются конструкции оптических систем, просветление оптики, технологии изготовления линз. Это позволяет уменьшать хроматические,  сферические аберрации, повышать резкость, микроконтраст и прочие показатели с каждой новой моделью объектива. Подобные изменения часто затрагивают и рисунок объектива, изменяя тем самым боке, но значительных изменений может и не наблюдаться.
  • Насадки. Использование подобных аксессуаров, которые можно изготовить и в домашних условиях, позволяет изменять боке до самых разнообразных форм  (рис. 4).
Боке в форме ромбаРис. 4 – Формы боке

Боке в форме ромба



Боке в форме квадрата



Боке в форме звезды



Боке в форме многоугольной звезды



Боке в форме сердца


 Закрученное боке

Закрученное боке можно получить на нормальном (50 мм) объективе, если разместить перед ним диафрагму диаметром меньше, чем диаметр входного зрачка. Например, входной зрачок Canon 50 мм f/1.4 — 38 мм, а если из бумаги вырезать диафрагму диаметром 20 мм и закрепить вместо светофильтра, то получим такое изображение (рис. 5).

Боке без закручиванияРис. 5 – Боке без / с закручиванием

Боке без насадки



Боке с насадкой


Как видно, закручивание легко достигается с помощью недорогих средств — картона и канцелярского ножа. Такой эффект проявляется и с фигурными насадками, диаметр которых меньше диаметра входного зрачка.

Итог

Эффект боке используется для отделения переднего плана от заднего, модели от фона.

Форма боке может изменятся в зависимости от объектива, насадок, значения диафрагмы, кружка нерезкости.

Для получения максимального боке нужно подойти как можно ближе к модели и как можно дальше от фона, максимально открыть диафрагму (f/1.4, f/2.0, f/2.8) из возможных на вашем объективе (нормальном или теле-).

Показать все